yoric сказал(а):
Раз при Егеом=9.5 можно использовать 72-й бензин, то, мысля логически, 76-80-й - пусть степень сжатия будет 10, а 92-й - 11?
У меня логика иная.
Чем выше степень сжатия, тем выше термический КПД и мощность двигателя, тем выше теплоиспользование, тем мотор эффективнее сжигает топливо, тем он экономичнее.
Верхним пределом, ограничением для повышения степени сжатия, является появление детонационного сгорания.
Пока не услышал детонационные стуки (в обиходе - "пальцы стучат"), можно смело повышать степень сжатия.
Для каждого мотора - свой предел. Тут и тепловой режим играет роль, и диаметр цилиндра, и качество сквиш-эффектов. Ну и фазы газораспределения, конечно. Потому как действительная степень сжатия и геометрическая - вещи разные.
Мой опыт таков. Я лишь один раз слышал при резком открытии газа детонацию в двухтактнике. Когда на гонке пришлось поставить на двигатель Чезет-380 головку от Чезет-250. Степень сжатия у Чезет-250 - 12,2. Значит камера сгорания 22 кубика. С такой камерой сгорания на цилиндре объёмом 380 степень сжатия получилась 18,3. И вот при резком открытии газа двигатель стал прозванивать, появилась детонация. На диаметре цилиндра 82мм, воздушном охлаждении, и камере сгорания "жокейская шапочка", которая в плане сквиш-эффектов - не чемпион вовсе.
Никогда, ни на одном лодочном моторе детонации не слышал (не путать с калильным зажиганием).
Потому когда в 2005 получил с завода первый МС-40, сразу промерял объём камеры сгорания. Получилось 23 кубика. При объёме цилиндра 318 кубов, степень сжатия - 14,8. Поскольку охлаждение мотора хорошее, и в плане сквишей - порядок, первый сезон эксплуатировал мотор на 76-м бензине. По договорённости с заводчанами. И никаких проблем, никакой детонации. Перешёл на 92-й лишь по причине, что 76-й стал откровенным вонючим газовым конденсатом. Воняло от него и в лодке, и вокруг.
По поводу Привета. Мыслю так (скоро предстоит сделат трёхцилиндровый, готовлюсь, прикидываю, в том числе и по степени сжатия). Остановлюсь на действительной степени сжатия в 10 единиц. Можно и больше, но Бог с ним. Если высота выпускных окон 17мм, значит действительный рабочий объём 123 кубика. Отсюда объём камеры сгорания для действительной степени сжатия 10 - 14 кубических сантиметров. Если штатные головки не позволят выйти на такой объём камеры сгорания, сделаю головки сам.
На В-30 при штатной высоте выпускного окна и геометрической степени сжатия 14, на 76-м детонации нет. Проверено многократно.
Повод для размышлений. Двигатели мотоциклов КТМ. Один цилиндр, четыре клапана, сквишей практически нет, поскольку нет вытеснительных зон. Диаметры цилиндров 89, 95, 101. Степень сжатия - 12,2; 12; 11,2 соответственно. По мануалу - бензин 92-95. Закрытие впускного клапана - примерно 50гр после НМТ.