kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#1
Предыстория.
Есть Вихрь-30 после капремонта и некоторых доработок, появилось желание на всякий пожарный заготовить запасной блок цилиндров с поршнями, как полагается расточить под первый ремонт с хонинговкой, но в начале 2014 года за недорого подвернулся Вихрь-30 1986 г.в.с неисправным контактным зажиганием. Запасной мотор лучше же, чем только поршневая группа. Мотор оказался мало хоженый, с рисками в зоне выхлопных окон. Риски плавные, не царапины и не задиры. По моему мнению эти плавные риски в зоне выхлопа появляются в результате непрогрева мотора перед ходом, т.е. мотор завели и тут же по газам. Если не прав - поправьте.
Почему бы не собрать брата-близнеца первому мотору? Купленый мотор был естественно полностью разобран, блок расточен под первый ремонт с хонинговкой алмазными брусками и первоначальной холодной обкаткой на токарном станке. Подшипники головы заменены на импортные, золотники глухие, пыльнул картер, убрал огрехи литья на пути прохождения топливно-воздушной смеси, вставил окно в поплавковую камеру карбюратора, распылитель холостого хода от стержня авторучки, удлинённый гребной вал, стакан редуктора с подшипниками и сальниками наружу, маслосъёмный колпачок на тягу реверса, разрезал тягу заодно, спилил хобот глушителя и насверлил отверстий сбоку, всё покрасил. МВ-1 выкинуто, поставил основание зажигания МБ-22 (т.к. противник движущихся элементов под маховиком), спаял несколько коммутаторов на ВТ151 и МАС16, воткнул двухискровую катушку. Немного шлифанул головку блока. Естественно поставил электростартер.
Бережно обкатал на открытой воде. Мотор радовал безупречной работой конец сезона 2014, весь 2015. Пробег небольшой, всего около 100 часов. Волею судьбы в этом сезоне попал на воду только в конце июля и сразу пошли на двух лодках на рыбалку за 85 км. На месте мотор начал капризничать - заводился хорошо, но на малом и среднем ходу начал работать только на одном цилиндре с коротким подхватом второго. Замена свечей проблему не решила. Выше 4000 об/мин второй цилиндр не отключался. Грешил на неисправность двухискровой катушки. Вернулись обратно без каких-либо проблем. Загрузка была два человека 200 кг + бензин 80 литров + вода 20 литров + вещей килограмм 50, всего примерно 300 кг (обратно меньше). Мотор всё это прекрасно тянул на винте с 300-м шагом, уверенно вытаскивал на глиссер. Обороты, чтобы не насиловать мотор, держал всегда 4700-4800 примерно на 3/5 открытия заслонки. При дальнейшем движении ручки ещё примерно на 1/5 обороты росли до 5000-5100, дальнейшее открытие заслонки не приводило к росту оборотов. По приезду был спаян и внедрён новый коммутатор на МАС16 для двух ВВ катушек от китаескутера.
В среду решили снова рвануть на двух лодках туда же. Загрузка моего Прогресса 4 была чуть меньше, вместо друга 110 кг был сын 37 кг. Т.К. друган был тоже на Прогрессе, но с Honda BF50, я рванул раньше. Обороты держал так же 4700-4800. Примерно через час друган меня догнал, встал спереди, а я в его кильватерный след, после чего обороты моего мотора возрасли до 5000. Так и шли примерно час. Мотор радовал отличной ровной работой. Вдруг внезапно в моторе появился резкий сильный стук, я инстинктивно его тут же заглушил. Снял обтекатель, потянул за ручной стартер - маховик вращается без заеданий, завёл - работает хорошо, чуть даю газ - опять сильный стук и так несколько раз. Решили идти понемногу дальше, т.к. осталось до места километров 15 и через минуту стук резко усилился и мотор заклинило. Смотрю, со стороны карбюратора идёт дымок, глядь - а там чуть выше карбюратора зияет дыра с пятикопеечную монету (советскую) и видно голую ободранную шатунную шейку коленвала. Сломало верхний шатун. Потом ещё друган привёз мне мой восьмой ветерок, на котором я отрыбачил и возвращался домой против течения и несильного ветра, ну это другая история.
Что-то предыстория затянулась. Вернулись домой, раскидал мотор и вот что получилось:
1. Такая дыра снаружи, видна так же трещина от шпильки в сторону полости картера.

2. вид дыры изнутри

3. Плоскость картера верхнего цилиндра. Как ни странно, на плоскости очень мелкие риски, ожидал более страшного.

4. Собственно верхний поршень с обломанным шатуном.

5. Такие квадратные стали иголки верхней шейки коленвала.

6. Вид верхней головки шатуна и поршень. Всё в алюминиевой стружке.

7. Внутренняя часть нижней шейки шатуна. Вся изгрызана.

8. Поршни, слева нижний, справа верхний.

9. Коленвал после разборки.

10. Верхняя шатунная шейка коленвала.

11. Центральная опора. В идеале. Ей ещё работать и работать.

12. Нижняя шейка коленвала. Люфт ВГШ как у нового коленвала (самарского).

13. Золотники. Слева нижний. справа верхний. На нижнем следов работы не видно вообще, на верхнем видны, но рисок, как ни странно, нет. Видно, что нижний в масле, верхний сухой.

14. Стенка цилиндра, к счастью рабочая зона без повреждений. Прям чудеса. На фото единственная риска ниже верхней кромки впускного окна. Пройдусь хоном, подберу новые поршни и блок снова рабочий.

15. Блок цилиндров. На впускных окнах мелкая стружка от сепаратора НГШ. Стрелкой указал, где теранул пальцем, чтобы видно было слой стружки. На нижнем цилиндре рыжая часть это налёт от масла.


Почему же так произошло???
Мои основные подозрения - масло. Использовал это

Почему позарился именно на него - владелец "Delfin Group" - тот же, кто разливает Luxe Super 2T, только новая линейка (вообще в Дельфин Груп входит несколько контор http://www.delfin-group.com/brands/ ). Поэтому и хапнул в 2014-м две коробки (24 литра). Лил в пропорции 1:20, не жалел. На первом моторе ходил на Лукойл 2Т. При снятии головок блоков на обоих моторах для контроля было обнаружено, что на первом моторе после Лукойла детали были более жирные, внизу цилиндра скапливалось (стекало со стенок) больше масла, нежели в моторе после Country 2T. Списал на то, что одно (Лукойл) минералка, второе полусинтетика.
Однако при разборе после разрушения шатуна верхний цилиндр был прилично сухим. Это для меня загадка. Почему верхний цилиндр смазывается хуже? Про гравитацию слышал, но на пяти тысячах оборотах такая скорость потока смеси, что при коротком расстоянии от распылителя до золотника она никак не влияет., тем более карбюратор выше центра. 5000 об/мин далеко не критические для Вихря. Порылся по интернету - я не один такой счастливчик, получивший "кулак дружбы" именно верхнего цилиндра. Но описания причины так и не нашел.
Уровень топлива в карбюраторе чуть завышен, 18-19 мм от верхнего среза, жиклёр поставил 316 млл/мин., т.к. на улице была жара +28 градусов, вода +22 градуса. По мануалу на тридцатку пропускная способность жиклёра 320 млл/мин., (диаметр отверстия ГТЖ должен быть 1,32-1,35 мм, а не 1,5-1,55 мм).
Свечи NGK B8HS. Изоляторы центрального электрода до поломки были коричневого цвета, ближе к тёмному кирпичному. Так что смесь не была бедной. Повторюсь - пропорция масла 1:20. Про перегруженность коленвала на тридцатке тоже наслышен. Вроде как не перегружал.
Кто что скажет о причине поломки?
 

Вложения

Pilot-by

капитан 1-го ранга
Регистрация
20 Сен 2010
Сообщения
4,978
Благодарности
106
Имя
Александр
Лодка
Янтарь-2
Мотор
Yamaha-30
#2
сепаратор часом не люминиевый?
вал не перегружен на В20, на В30 перегружен с завода.
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27 Янв 2013
Сообщения
1,327
Благодарности
96
Адрес
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 3шт. Ветерок-8
#3
У меня тоже такое было в 1995 году..... только нижний шатун торчал под карбюратором, а ролики в поддоне валялись. Сначала треск потом резкий клин. Всё.... и тишина. Даже маховик удалось после этого снять только разбив кувалдой уже ненужный картер и отнеся к отцу на завод под пресс. Шпонку маховика разрубило чётко на две части от инерции маховика, который приварился намертво к коленвалу. Причина была в коррозии подшипника. Этот вал и работал очень шумно. При распрессовке верхнего кривошипа шатунный подшипник был тоже уже на пределе, а беговые дорожки и ролики со следами коррозии.
Причина не в масле, просто совпадение, всё когда-нибудь перестанет работать.....
 

ГАЙкин-W

ст. матрос
Регистрация
16 Окт 2012
Сообщения
38
Благодарности
4
Возраст
55
Адрес
Архангельск
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4Л
Мотор
Вихрь-30
#4
,,Неправильное,,масло должно одно моментно действовать на оба цилиндра сразу.Сухость верхнего золотника возможна от периодического подсоса воздуха в верхний картер через манжету уплотнения.На средних оборотах перебои,а на больших из-за кратковременности процесса не ощущалось.При соотношении бензина к маслу 1:20 светло-коричневый нагар на свечах гарантирован и забеднение смеси не разглядеть.Такое моё мнение.У меня так было на ,,Привете-22,, когда поставил не родные манжеты.
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27 Янв 2013
Сообщения
1,327
Благодарности
96
Адрес
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 3шт. Ветерок-8
#5
kav75 написал(а):
... На месте мотор начал капризничать - заводился хорошо, но на малом и среднем ходу начал работать только на одном цилиндре с коротким подхватом второго. Замена свечей проблему не решила. Выше 4000 об/мин второй цилиндр не отключался.....
Подшипник уже начал разрушаться и токопроводящая стружка попадала в свечу, вызывая перебои в искрообразовании.
 
Регистрация
22 Янв 2016
Сообщения
311
Благодарности
12
Возраст
45
Адрес
г.Лесной Свердловская обл.
Лодка
Ривьера 3600
Мотор
Москва12.5, гольфстрим 9.8
#6
Много букв, но осилил), дочитал) все лечится, главное правильный доктор!)
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#7
Pilot-by написал(а):
сепаратор часом не люминиевый?
Естественно алюминиевый, вал-то самарский.
IGNAT написал(а):
У меня тоже такое было в 1995 году... При распрессовке верхнего кривошипа шатунный подшипник был тоже уже на пределе, а беговые дорожки и ролики со следами коррозии.
Распрессую нижнюю шейку, гляну.
ГАЙкин-W написал(а):
Сухость верхнего золотника возможна от периодического подсоса воздуха в верхний картер через манжету уплотнения.На средних оборотах перебои,а на больших из-за кратковременности процесса не ощущалось.При соотношении бензина к маслу 1:20 светло-коричневый нагар на свечах гарантирован и забеднение смеси не разглядеть.Такое моё мнение.У меня так было на ,,Привете-22,, когда поставил не родные манжеты.
Подсоса не было 100%, собирал всё сам. При замене коммутатора на вывод для двух ТЛМ перебои исчезли. Расход топлива за 2,5 часа хода 23 литра, замерял специально, т.е. забеднения точно нет.
Короче, буду вскрывать нижнюю шейку. Зафотографирую, выложу.
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#8
Разобрал нижнюю часть коленвала. Как и ожидалось - всё в идеальном состоянии.

Пошоркал надфилем по средней опоре - действительно берётся легко, как будто нет цементации.
Мотор действительно мало хожен, если бы не риски на цилиндрах со стороны выхлопа - вообще бы не растачивал, заменил бы подшипники с сальниками и всё.
На сколько помню, коленвал переживает ресурс блока цилиндров плюс расточку, а то и не одну, а тут...
 

Вложения

ГАЙкин-W

ст. матрос
Регистрация
16 Окт 2012
Сообщения
38
Благодарности
4
Возраст
55
Адрес
Архангельск
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4Л
Мотор
Вихрь-30
#9
Спасибо за столь подробный фотоотчёт.Мне было интересно ознакомиться.Когда-то в 2002 г. у товарища развалился нижний шатун на новом ,,Нептуне-23,,.Тоже металл подвёл.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
8,006
Благодарности
817
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#10
kav75 написал(а):
Пошоркал надфилем по средней опоре - действительно берётся легко, как будто нет цементации.
Сыромятина, этот вал Алексей. Тут недавно парни с лодочной базы переезжали. Было у них много интересного по Вихрям, тем самым что производили на улице Куйбышева в Перми. Да и парни сами местные, то есть Пермские, ты глянь в барахолке и есть отдельные темы не в барахолке по запчастям Вихря. Вал добрый найдут думаю не проблема и по сходной цене. Созванивался я с ними для одного коллеги с форума, но вот телефон не записал для себя. Ежели чего съездить посмотреть не проблема, да и парни не в тайге живут, интернет фотоаппарат есть.
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#11
Андрей, привет! Спасибо за подсказку. Тоже думал о пермском вале, темы поищу. Тебя если не затруднит, если этих ребят увидешь, запиши их контакты и маякни, буду премного благодарен.
Один пермский картер в сборе у меня есть, но он прилично подношен. Люфы шатунов присутствуют и почти свернут квадрат, видать на больших оборотах вкрючали скорость. Я этот картер не выбрасывай, т.к. на нем провожу первоначальную холодную обкатку ЦПГ на токарном станке.
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27 Янв 2013
Сообщения
1,327
Благодарности
96
Адрес
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 3шт. Ветерок-8
#12
А бывает как Андрей сказал и сыромятина, даже на старых советских валах попадалась. Я как-то давно в девяностых поставил новое колено, самарское, производства времён СССР. Прислан был ещё посылторгом. Так вот он отработал лишь 20(двадцать!!!) часов. Развалился нижний шатунный подшипник. Заклинить не успел, вовремя заметил всё увеличивающийся с каждым часом звук в виде шелеста. Снял шатун и провёл напильником по нижней головке со стороны роликов и был в шоке - полное отсутствие закалки на стороне ближней к верхней головке. Другая половина головки была закалена. Бракованный шатун, решили видимо на заводе, что в запчасти пойдёт. :evil:.
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#13
Залил немного видео.
1. 7 августа мотор работал, на мой взгляд, без посторонних звуков.
2. В самом конце ролика заснята дыра в картере.
 

shalagin

капитан 1-го ранга
Регистрация
5 Авг 2012
Сообщения
1,568
Благодарности
101
Адрес
г.Сыктывкар
Имя
Сергей
Мотор
Ветерок-8м
#14
На фото в ВГШ тоже есть алюминивая стружка, она то чья по происхождению, попала туда от НГШ, или своя, от трения пальца в поршне?
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#15
Попала от сепаратора НГШ. Палец поршня в бобышках не люфтит, следов прихвата ни на поршне, ни на стенках цилиндра нет.
 

вЯчЕславович

капитан 1-го ранга
Регистрация
23 Авг 2013
Сообщения
4,079
Благодарности
338
Возраст
54
Адрес
Старая Русса
Имя
Александр
Лодка
есть
Мотор
есть
#16
танкист написал(а):
kav75 написал(а):
Пошоркал надфилем по средней опоре - действительно берётся легко, как будто нет цементации.
Сыромятина, этот вал Алексей. Тут недавно парни с лодочной базы переезжали. Было у них много интересного по Вихрям, тем самым что производили на улице Куйбышева в Перми. Да и парни сами местные, то есть Пермские, ты глянь в барахолке и есть отдельные темы не в барахолке по запчастям Вихря. Вал добрый найдут думаю не проблема и по сходной цене. Созванивался я с ними для одного коллеги с форума, но вот телефон не записал для себя. Ежели чего съездить посмотреть не проблема, да и парни не в тайге живут, интернет фотоаппарат есть.
Андрей,если имя его вспомнишь и район(вроде дзержинский)-то я найду тот номерок.
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19 Апр 2016
Сообщения
546
Благодарности
45
Адрес
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
#17
ГАЙкин-W написал(а):
Спасибо за столь подробный фотоотчёт.Мне было интересно ознакомиться.
Присоединяюсь к большому спасибо за отчет. Выскажу свои предположения. Разрушение верхнего шатунного подшибника как и написал Константин могло произойти из за небольшой коррозии на подшибнике,( которую замететь сложно не распресовав шеки) а дальше естественные процессы работы сделали свое губительное дело. Верхний золотник больше износился из за прижимной силы при скручиванние рессоры.
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#18
Думаю если бы коррозия изначально имела место, то мотор не отходил бы порядка ста часов и навернулся бы намного раньше. Верхний золотник не имеет износа, только мелкие риски из-за попавшей стружки, прижать его не могло, колено же не висит в воздухе, а опирается на регулировочную шайбу поверх подшипника в нижней крышке картера.
Пошоркал надфилем шейку нижнего кривошипы - тоже царапается, как будто недокалена. Фото выложу завтра, как доберусь до компьютера. Царапается не сильно, но все же. Щека коленвала стачивается намного легче, оно и понятно. Рабочая зона нижней головки нижнего шатуна не царапается.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
8,006
Благодарности
817
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#19
вЯчЕславович написал(а):
Андрей,если имя его вспомнишь и район(вроде дзержинский)-то я найду тот номерок.
Вроде Федор, не уверен абсолютно но именно это вытащил из памяти.
 

вЯчЕславович

капитан 1-го ранга
Регистрация
23 Авг 2013
Сообщения
4,079
Благодарности
338
Возраст
54
Адрес
Старая Русса
Имя
Александр
Лодка
есть
Мотор
есть
#20
танкист написал(а):
вЯчЕславович написал(а):
Андрей,если имя его вспомнишь и район(вроде дзержинский)-то я найду тот номерок.
Вроде Федор, не уверен абсолютно но именно это вытащил из памяти.
Посмотрим.
 

вЯчЕславович

капитан 1-го ранга
Регистрация
23 Авг 2013
Сообщения
4,079
Благодарности
338
Возраст
54
Адрес
Старая Русса
Имя
Александр
Лодка
есть
Мотор
есть
#21
ненашёл..странно..брал то тогда номер с нашего форума :unknown:
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#22
На суд общественности:
1. Фото нижней шейки коленвала после надфиля:

2. Фото центральной опоры после надфиля:

Повторюсь, царапается намного труднее, чем щёки кривошипа, а рабочая часть нижней головки нижнего шатуна не царапается.
Сдаётся мне, что верхняя шейка коленвала не выдержала первой, начала крошиться, потянула за собой ролики, те в свою очередь сгрызли алюминиевую обойму, сбились в кучу и съели шатун.
 

Вложения

shkiper

капитан 2-го ранга
Регистрация
17 Ноя 2014
Сообщения
1,230
Благодарности
44
Возраст
55
Адрес
г Херсон
Имя
андрей
Лодка
неман 2
Мотор
мс 40
#23
сделай из него памятник-"С ЛЮБОВЬЮ И НЕНАВИСТЬЮ."
 

Макарыч

ст. матрос
Регистрация
7 Дек 2015
Сообщения
43
Благодарности
2
Возраст
36
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Павел
Лодка
Казанка- М (були удалены), Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30, Tohatsu 18
#24
Алексей, примите мои соболезнования. Видел этот мотор лично, представляю сколько вложено труда и заботы...
Вопрос: У Вас стопорное кольцо поршневого пальца на этом моторе обламывалось? Возможно есть связь? ...длительные удары по поршню обломком поршневого кольца, как следствие трещина, с последующим разрушением сепаратора подшипника шатуна и.т.д......
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2010
Сообщения
1,836
Благодарности
398
Возраст
42
Адрес
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2,5
#25
Павел, привет! Стопорное кольцо обламывалось на другом (первом) моторе, после чего появилась мысль о запасной мотоголове, а получился запасной мотор.
Ну ничего, один умер, ещё три осталось :).