КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Посмотрим на эти катера поближе. Днищевая часть поделена почти поровну. Носовая оконечность с очень большой килеватостью и плавным обводом форштевня - настоящий топор с небольшим объёмом. Таким очень удобно разрезать волну. При этом всплытие будет относительно небольшим. Кормовая часть - ряд поперечных реданов (почти настоящие "жабры") подозрительно напоминающих вентилируемые реданы. Отсюда вывод - сначала разбиваем волну, а затем проскальзываем по сильно турбулезированной водовоздушной смеси.
При таком режиме движения без суперкавитирующих винтов просто не обойтись... Так что? Арнесон? А почему бы и нет...
 

Вложения

golovantsev

старшина 2ст.
Регистрация
24.05.2016
Сообщения
54
Карма
5
Город
omsk
Лодка
badger 340SL
Мотор
HDX15
КиЖиМ сказал(а):
Посмотрим на эти катера поближе. Днищевая часть поделена почти поровну. Носовая оконечность с очень большой килеватостью и плавным обводом форштевня - настоящий топор с небольшим объёмом. Таким очень удобно разрезать волну. При этом всплытие будет относительно небольшим. Кормовая часть - ряд поперечных реданов (почти настоящие "жабры") подозрительно напоминающих вентилируемые реданы. Отсюда вывод - сначала разбиваем волну, а затем проскальзываем по сильно турбулезированной водовоздушной смеси.
При таком режиме движения без суперкавитирующих винтов просто не обойтись... Так что? Арнесон? А почему бы и нет...
с каких скоростей появляется эффективность поперечных реданов?
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
golovantsev сказал(а):
с каких скоростей появляется эффективность поперечных реданов?
Так ставить вопрос не совсем верно. Любой элемент, предназначенный для работы с гидродинамикой, самостоятельной ценности не имеет. То есть форма корпуса со всеми его "фитюльками" - это целостный механизм. Поперечный редан - это целое семейство элементов, объединённых одним признаком. Они похожи внешне, но они разные... прымые, косые, вентилируемые, принудительно вентилируемые, лекальные, прямые и обратные. Одни лучше применять на относительно высоких скоростях на волне. Другие для тихой воды (относительно). Обычно катера, на которых они применяются развивают скорости от 90 км/час и выше и имеют некоторые особенности. В частности стабильное положение центра тяжести. Например, это спортивные катера или (раньше) - боевые. Часто подобные элементы можно встретить на судах на подводных крыльях, где они выполняют вспомогательную функцию. Применение подобных элементов всегда связано с очень большим объёмом предврительных опытно-проектных работ, стоимость которых может превышать стоимость самого судна в три-четыре раза.
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Есть ещё одна очень интересная форма корпуса... Иногда её связывают с фамилией Аткинс. Что это такое?
Это плавное сужение подводной части корпуса в корме при сохранении транцевой кормы выше ВЛ, если коротко. Фишка в том, что "балкон", появляющийся над гребным винтом позволяет избавиться от необходимости его заглублять для нормльной работы. Винторулевой комплекс получается хорошо защищённым при посадке на мель. Недостатки - это вероятность повышенной вибрации, как следствие близости винта к корпусу судна и повышенное сопротивление трения за счёт увеличения смоченной поверхности... зато можно поставить моторчик помощнее и не задрать нос... :)
Такую форму корпуса мы применили на нашем проекте "Колун" - http://kizhim.ru/projects/individual/54-35
На картинке форма одного из судов самого Аткинса
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Схожую форму корпуса применяют и на катамаранах. В сочетании с высоким соотношением длины к ширине это даёт очень неплохие результаты при плавании в условиях волнения.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
В качестве примера я показал круглоскулые лекальные обводы. Такие формы хороши, однако для "домашней судоверьфи" всё же излишне сложны в производстве, ведь для такого строительства предпочтительнее листовые материалы и упрощённая технология строительства. Это означает применение формы корпуса упрощённых обводов. В этом случае криволинейные формы шпангоутов заменяются ломаной линией. Корпус получается гранёным. Кстати, упрощённая форма корпуса совсем не означает, что он будет хуже по своим качествам, по сравнению с классическими лекальными формами. В своё время в СССР были проведены сравнительные натурные испытания. Взяли промысловое судно с классической формой за основу и спроектировали точно такое же, но - гранёное. Резёльтат исследователей озадачил - мореходные качества обоих судов оказались практически одинаковыми - ошибка была на уровне допустимой погрешности.
Упрощённая форма совсем не означает, что её проще спроектировать - она технологичнее и только. С проектированием с точностью до наоборот. Это понятно - линии слома должны соответствовать направлению потоку воды, омывающей корпус судна во время движения... а как там эти струйки движутся? Шут их разберёт без опытового бассейна. Остаётся только опыт работы.
Но всё же упрощённые обводы чаще используются при другом типе формы корпусов. Хотя назначение у них схожее. Это когда глиссировать вроде как несподручно, но всё же хочется побыстрее. И вот появляется вроде бы водоизмещающая форма, но которой как бы отпилили корму... Я уже показывл такие, но ещё разок... чуть поподробнее.
 

Вложения

seva

старшина 1ст.
Регистрация
30.07.2012
Сообщения
93
Карма
6
Возраст
51
Город
г.Москва
Имя
Александр
Лодка
Катамаран "Альбатрос", самодельная лодка "Бесенок"
Мотор
Москва 10, Нептун 23
С большим интересом читаю эту ветку! Спасибо большое КиЖиМ за ликбез, таким доступным и понятным языком.
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Хотел видео показать... что-то не выходит... ладно.
У этой формы есть особенности. На малых скоростях, если транец неглубоко мокнули в воду, то собственное волнообразование может получиться совсем небольшим. Но вот на повышенной скорости возможно появление продольного раскачивания судна даже при незначительном волнении. Причина - форма корпуса в носовой части судна не обеспечивает быстрое всплытие... катер начинает "кивать" всем встречным даже если их нет...
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Фото именно такой формы в упрощённом исполнении у меня, к сожалению, нет. Зато есть её вариант для более высоких скоростей. Здесь не просто упростили форму, но ещё использовали получившиеся сломы для пользы дела - для создания силы гидродинамического поддержания. Это не могло вытащить судно на глиссирование - мощность маловата, да и форма батоксов не позволяет, но вот снизить сопротивление могло помочь.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Строители, не сказать чтобы очень часто, но строят моторные катамараны с обводами парусных катамаранов. Причина проста - покупателей на парусники не много. Нет в достаточном количестве особо романтичных личностей, готовых тягать верёвки, вместо того, чтобы, не напрягаясь крутить штурвал. А деньги в оснастку и проект уже вложены... тогда убираем мачту и её крепление в корпусе, устанавливаем двигатели и получаем относительно тихоходное, но очень экономичное судно.
Иногда такие суда строят специально...
 

Вложения

Владимир Владимир

капитан-лейтенант
Регистрация
18.05.2014
Сообщения
410
Карма
20
Город
Берег Татарского пролива
Имя
Владимир
Лодка
прогресс2
Мотор
меркури25
Как то судьба свела на рыбалке с конструктором катеров для ВМФ,и он сказал что над этим проектом работало несколько институтов,БККК "Соколенок",и ни чего лучше не придумано нашими конкурентами.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Кстати... цифра 40 на борту этого судна означает длину в футах... то есть длина этого катера по корпусу - всего 12,1 метра. А теперь оцените компановку (один из вариантов)
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Владимир Владимир сказал(а):
Как то судьба свела на рыбалке с конструктором катеров для ВМФ,и он сказал что над этим проектом работало несколько институтов,БККК "Соколенок",и ни чего лучше не придумано нашими конкурентами.
Фотка "не очень". Вот эта - получше будет...
Нужно понять правильно, что имел в виду конструктор. В начале проектирования (в общем случае) на основе требований Заказчика формируется сначала "Техническое задание на проектирование" (ТЗ). На основе его несколько разных КБ создают комплект документации под названием "Техническое предложение" (ТП). Потом идёт этап предварительного проектирования... на одном из этапов проводится конкурс. Победитель конкурса получает право разработать проект судна. То есть в рамках данного ТЗ их КБ создало лучшее предложение по комплексу качеств. Это не только мореходные качества, но и технология и другое... Ну и всё это... "для своего времени..."
Победить в таком конкурсе - это очень большое дело. Само приглашение в нём учавствовать - это уже своего рода признание... это куда круче олимпиады.
 

Вложения

Владимир Владимир

капитан-лейтенант
Регистрация
18.05.2014
Сообщения
410
Карма
20
Город
Берег Татарского пролива
Имя
Владимир
Лодка
прогресс2
Мотор
меркури25
Еще очень много баек рассказывал создатель, сидя за столом этого катера.В большом походе в Тихом океане,Авианосец Новороссийск попал в жестокий шторм,и приняв девятый вал,катер был снесен с шлюпбалки в океан.Вариантов поднять его не было,и на первом развороте корабля боевой расчет прошил его тремя очередями пулемета,но Он оставался на плаву,и так ему приходилось делать два полных разворота чтоб убедится что он пошел на дно.Это все насчет живучести этого БККК.
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Владимир Владимир сказал(а):
Это все насчет живучести этого БККК.
Раздел "Непотопляемость и аварийная остойчивость"... Технического Задания.
Вообще потопить такое судно из крупнокалиберного пулемёта (полагаю, это был КПВ калибра 14,5мм - очень мощная штука. Патрон 14,5х114) достаточно сложно само по себе. Ведь стрелять пришлось с дистанции не менее 2-3 кабельтовых, думаю... в условиях волнения... непросто. У данного катера несколько водонепроницаемых отсеков (не менее 4-х)... размер повреждения не очень большой для судна... тонуть будет очень долго. Так что, то что с ним долго возились - это нормально.
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Если говорить о непотопляемости и аварийной остойчивости (только так - вместе) вообще, то это не очень сложно. Фишка в том, что нужно правильно разместить на судне отсеки плавучести и заполнить их пенистым материалом... тогда хоть сито из него сделайте, оно вообще не утонет... да ещё будет плавать на ровном киле.
Спасательные шлюпки часто обладают такими свойствами...
 

Владимир Владимир

капитан-лейтенант
Регистрация
18.05.2014
Сообщения
410
Карма
20
Город
Берег Татарского пролива
Имя
Владимир
Лодка
прогресс2
Мотор
меркури25
Его рассказ еще.После "перестройки" в 92г было на стапелях два готовых корпуса,но связи с поставщиком двигателей потеряны (3Д20 конверсионный 235л.с),и им пришло в голову закупить два двигателя Вольво-пента 500л.с.Когда его установили в моторный отсек,все были поражены,его там было еле видно из-за их компактных размеров,и большого отсека.Но в итоге на ходовых испытаниях катер показал скорость всего шесть узлов,а сделать винт под этот двигатель у государства не нашлось денег в то время.У него табличка в ходовой рубке:Мореходность 5 баллов. Который на фото,это с авианосца Минск.
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Владимир Владимир сказал(а):
Его рассказ еще.После "перестройки" в 92г было на стапелях два готовых корпуса,но связи с поставщиком двигателей потеряны (3Д20 конверсионный 235л.с),и им пришло в голову закупить два двигателя Вольво-пента 500л.с.Когда его установили в моторный отсек,все были поражены,его там было еле видно из-за их компактных размеров,и большого отсека.Но в итоге на ходовых испытаниях катер показал скорость всего шесть узлов,а сделать винт под этот двигатель у государства не нашлось денег в то время.У него табличка в ходовой рубке:Мореходность 5 баллов. Который на фото,это с авианосца Минск.
Если Вы человек технически грамотный, то Вы должны понимать, что нельзя на судне заменить просто так двигатель на другой, чуть не вдвое большей мощности без замены не только винта (другими будут и шаг и дисковое отношение и, возможно, и профилировка лопастей - ведь обороты точно - другие), но и всего валопровода. Вносятся серьёзные изменения в корпус (фундаменты) в системы охлаждения, топливную, как минимум. Разрабатывается специальный проект замены главного двигателя, проверяется вибрация... много чего. Да и корпус судна имеет определённые характеристики. То есть он рассчитан под вполне определённую скорость - обратите внимание на отгиб в кормовой части судна. Мало того, из-за замены двигателя изменяется не только водоизмещение судна, но и положение центра тяжести, что неизбежно отразится на его мореходных качествах.
Я не двигателист, и что за двигатель там устанавливали, сказать не берусь, но снова напомню - чудес на свете не бывает. Если один двигатель намного меньше другого, то это всего лишь повод уточнить - что за двигатель устанавливается. Его характеристики... все!.. а не одну только мощность. Уточняются данные по топливу, маслу... Даже рулевое устройство пересматривается.
Многие фирмы выпускают судовые двигатели разделяя их на категории. То, что можно поставить на прогулочную яхточку не подходит даже близко для рабочего катера. Причина проста - моторесурс. Яхточку используют пару раз в месяц (хорошо, если так), а рабочий разъездной катер может ходить по 12-16 часов в сутки... не всё так просто в этом лучшем из миров...
Поэтому при поступлении подобной информации... мой совет - мокрую тряпочку на лоб для охлаждения эмоций и её проверка в деталях. Все рассуждения и выводы - потом.
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Тема катамаранов и вообще многокорпусных судов продолжает будоражить умы самодеятельных строителей. В продаже они встречаются крайне редко... то есть это стало своего рода "запретным плодом" для любителей отдыха на воде. Ну а где дифицит, там и легенды... Поэтому продолжим про катамараны. Теперь про быстроходные.
Нужно заметить, что если Вы возьмётесь за строительство моногедрона, или близкого к такой форме катера, то вероятность по незнанию "наломать дров" значительно ниже, чем при проектировании катамарана. Поэтому, если берётесь за два корпуса, то подумайте четыре раза...
Преимуществом катамарана является плавный ход на волне и большая площадь палубы. Главными недостатками - большой собственный вес, высокие требования к мощности и крайне низкая экономичность.
Основных вариантов формы корпуса катамарана всего две - симметпичные корпуса (то есть каждый из корпусов имеет свою ось симетрии) и несиметричные корпуса (собственной оси симетрии у корпуса нет). В этих "двух соснах" производителями настроено множество "оригинальных", обладающих "неоспоримыми преимуществами" и даже "революционных" форм и формочек, реальное назначение которых - выделится на фоне конкурентов и сбыть свой товар.
Симметричные корпуса чаще применяются на скоростях до 70 км/час, свыше этой цифры чаще встречаются несимметричные корпуса. Килеватость корпусов также меняется в значительных пределах - от минимальной до 21 градуса и даже выше.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Нужно понимать, что глиссирующие катамараны появились, как класс относительно недавно - не более 30 лет тому назад. То есть эта тема находится пока что на самой ранней стадии своего развития. Любые рекомендации по ней - дискуссионны... Итак...
Выбор угла килеватости, как для любого глиссера. Но мой совет - не увлекайтесь. 16 градусов на транце - это предел. Кстати, "тяните" этот угол подальше в нос, но без фанатизма - примерно 60 процентов длины погруженной части корпуса.
Расстояние между корпусами (в отличии от водоизмещающих катамаранов) можно принять равным ширине одного корпуса. Уменьшать уже рисковано.
Высота от подшивки моста до воды (на стоянке) должна быть равна примерно половине расстояния между корпусами. Это с полной нагрузкой... Если возьмёте меньше, то на старте и на волне у вас будет просто плот.
Не забудте в носовой части подшивки моста сделать выступающий клин. Он будет служить дополнительной жёсткой связью и уменьшит динамический удар волны. Желательно протащить этот элемент подальше в корму.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
В общем катамаран построить можно, но нужно много думать, много считать... и будет вам счастье... :)
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Ещё один катамаран. На этот раз - серийный. Длина - 5,7м, ширина - 2,3м
Конструктор - Альберт Назаров.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Немного о зарубежном опыте в области малого судостроения... :)
 

Вложения

Александр 59

капитан 3-го ранга
Регистрация
10.07.2014
Сообщения
646
Карма
38
Возраст
40
Город
г.Красновишерск Пермский край
Имя
саша
Лодка
Обь-1
Мотор
Тохатсу 18
Вот тема нет обсуждения, а есть монолог. И при том большинство предоставленных проектов судов из темы как не надо тюнинговать. В палате №6 день открытых дверей. Вот ответе неучу почему и для чего вы на форум пришли? 1 помочь достичь хороших показателей скорости и экономичности, если вы сделаете определенные улучшения конструкций мотолодки, дак нет этого. 2 улучшить показатели двигателей подвесных и стационарных, дак нет этого. 3 Ноу хау свое внедрить тоже нет. Или же 4 заработать на продаже не доделанных и не красивых с эстетической точки зрения проектах мотолодок.
 
Вверх Снизу