Mihail_0040

старшина 1ст.
Регистрация
22.02.2018
Сообщения
95
Карма
23
Город
Украина
Имя
Михаил
Лодка
Казанка5м2
Мотор
МС-40
Создал новую тему по вихревой помпе, описание будет опираться на опыт эксплуатации помпы МС-40.
Заумных расчетов тут не будет, только теория и практика.
Сначала опишу процессы происходящие в помпе, потом - порядок доработки помпы МС-40. Аналогичным образом можно поступать с другими моторами, где применена вихревая помпа (Приветы 22/25 и др.)
Первый и главный аргумент при упоминании вихревой помпы, это то что она боится завоздушивания, перестаёт качать, особенно когда оказывается выше уровня воды. Также абсолютно было и с МС-40, мучились больше 10 лет, и не только от завоздушивания. Целая тема догадок и теорий была. Перечитал темы на этом форуме по этой помпе, и понял что решения нет, было упоминание, что нада создать модель помпы и поэкспериментировать. И вот в эру 3D печати я решился, плюс было идей полно, и понеслась.
-----------------
В общем, поехали по теории/практике:

1) вихревая помпа качает всё: воду, воздух и их смеси. Это в любой статье описано. При экспериментах тоже, воздух помпа качает, дует в трубку неплохо.
-----------------
2) первый, сухой запуск помпы должен быть с погруженной помпой в воду. Это в обычной практике всегда выполняется и не является проблемой.
-----------------
3) когда вихревой насос закачал воду на некий уровень, после этого он может работать выше уровня воды и дальше закачивать воду.
-----------------
4) когда вихревой насос закачал воду и поднят до оголения водозабора, происходит важный эффект: работающая помпа не даёт воде стекать, и она держит уровень воды в системе охлаждения пока работает. Это связано с тем, что стекающая вода захватывается лопатками и создаётся поддерживающий напор. В моём понимании это выглядит как взвесь воздуха с водой, которая создаёт достаточное давление, чтобы вода с рубашки не могла стечь. На картинках ниже пытался показать что происходит в самой помпе при завоздушивании.
-----------------
5) когда при работе помпы происходит оголение водозабора и повторное погружение, попавший некий объём воздуха замыкается с двух сторон (сверху столб воды, снизу подпор внешней воды). На картинке с завоздушиванием в зоне "смешивания воды с воздухом" образуется "газировка", и чем ближе к нагнетающему каналу, тем она плотнее и плюс под давлением столба воды. А сразу за крыльчаткой в нагнетающем канале движения никакого нет, ни вверх ни вниз (с поправкой, что вода медленно всё таки протекает сквозь помпу и движется вниз, через зазоры в крыльчатке, в виде брызг). Движение активное есть только в зоне "смешивания воды с воздухом", постоянное перетекание.
-----------------
6) И тут в общем-то вся магия и происходит. Как только в зоне "смешивания" появляется разгрузочное отверстие связанное с внешней атмосферой, "газировка" начинает вытекать под действием давления столба воды в системе и крыльчатки. А раз воздух выходит, образуется разрежение в водозаборе и вода подымается, до полного вытеснения воздуха, дальше прорыв и идёт чистая вода. Из сказанного понятно, что для вытеснения воздуха обязательно наличие воды в системе охлаждения. В наших экспериментах завоздушенная помпа с разгрузкой подымала воду с высоты 26см, что превышает мыслимые и немыслимые водозаборники и это разговор про работу без движения, на месте.
------------------
Дальше сразу появились вопросы: какое всё таки делать отверстие для разгрузки и в каком месте лучше всего.
С местом определились быстро, это место с максимальным давлением при завоздушивании, и место где "газировка" самая плотная. Плюс отверстие имеет смысл размещать в верхней точке канала, чтобы при неработающей помпе воздух максимально весь вышел при погружении.
А вот с диаметром разгрузочного канала, тут компромисс. Начинали мы с отверстия 2мм, при этом уже система работает. Дальше практически вышли на отверстие 3мм, при этом сброс воздуха происходит условно быстро, и падение производительности не наблюдается, но тут важно обращать внимание на запас производительности помпы, плюс объём водозабора перед помпой. В МС-40 водозабор сделан литьём с "огромными камерами", и чтобы там выгнать весь воздух, потребуется условно больше времени. Когда водозабор - это что-то вроде трубки с малым объёмом, то делать большое разгрузочное отверстие не имеет смысла. Тут в общем проблемы нет, отверстие расверливается от меньшего к большему, до получения приемлемых результатов.
-----------------
Эту доработку я сделал в сезоне 2020года, и за весь сезон нарушения охлаждения не было совсем. Как мы только не издевались, сброс водорослей не глуша мотор, переезд препятствий, появилась полная уверенность на волнах.
Если кто-то решится на практике повторить что описано, было бы неплохо отписаться в этой теме и описать результаты.

Дальше про мой вариант доработки помпы МС-40.
 

Вложения

  • 172,4 КБ Просмотры: 108
  • 79 КБ Просмотры: 117
  • 129,9 КБ Просмотры: 121

Mihail_0040

старшина 1ст.
Регистрация
22.02.2018
Сообщения
95
Карма
23
Город
Украина
Имя
Михаил
Лодка
Казанка5м2
Мотор
МС-40
Как только на модели были получены положительные результаты, начали внедрять.
На фото показан общий процесс доработки.
-----------------
Дополнительно:
  1. Для ускорения процесса вытеснения воздуха с полостей водозабора, был уменьшен объём переднего и заднего водозабора.
  2. Поскольку параллельно с добавлением разгрузочного канала была необходимость устранить результаты 6 летнего износа крыльчатки и корпуса помпы, общий зазор доходил до 1,5мм. То были добавлены нержавеющие пластины: под крыльчаткой , и в этом сезоне добавил над крыльчаткой. Практика показала что такое решение очень сильно увеличивает сервисный интервал для замены крыльчатки и недешевых литых деталей корпуса. Плюс практично заменить копеечные две пластинки раз в 100-200 моточасов.
  3. Также для уменьшения шума выхлопа на высоких скоростях, когда отверстия разгрузки выхлопа над кавитационной плитой оголяются, добавлены отражатели. Отходил сезон, претензий нет.
На видео - ССЫЛКА. показано как происходит восстановление охлаждения после завоздушивания, раньше о таком можно было только мечтать, теперь это суровая правда. :good:

Сама доработка копеечная, а сколько крови попила, сколько моторов сгоревших было. Ладно по этой теме пока всё. Может что-то интересное добавите, обсудим. Удачи.
 

Вложения

  • 256,4 КБ Просмотры: 113
  • 203,2 КБ Просмотры: 109
  • 192 КБ Просмотры: 102
  • 244,3 КБ Просмотры: 102
  • 170,7 КБ Просмотры: 105
  • 153,3 КБ Просмотры: 103
  • 121,7 КБ Просмотры: 110
  • 136,1 КБ Просмотры: 105
  • 152,5 КБ Просмотры: 111
  • 211,2 КБ Просмотры: 107
  • 177,6 КБ Просмотры: 102
  • 153,2 КБ Просмотры: 111
  • 169,3 КБ Просмотры: 113
  • 189,5 КБ Просмотры: 104

Mihail_0040

старшина 1ст.
Регистрация
22.02.2018
Сообщения
95
Карма
23
Город
Украина
Имя
Михаил
Лодка
Казанка5м2
Мотор
МС-40
Для владельцев МС-40. Кому сложно сделать как у меня, есть вариант попроще, на модели проверил - работает. Но есть одно "НО".
На фото показал, что можно сделать разгрузочный канал не вверх, а вниз, это не нарушает теорию, но имеет один недостаток. Об этом подробнее.
На видео, когда опускается запущенный двигатель первый раз, при этом помпа условно сухая. Разгрузочный канал выше помпы способствует выходу воздуха с помпы. А канал направленный вниз, воздуху выйти не даст, гидрозатвор будет. Поэтому первый запуск по классике должен быть с не запущенным мотором и погруженной помпой. Дальше, когда помпа закачала, эффект самовсасывания сохраняется и на ходу уже никаких проблем при завоздушиваниях не будет. А со временем, заглушить нижний канал и сделать верхний, дело наживное. Так что пробуйте, удачи.
 

Вложения

  • 161,9 КБ Просмотры: 85
  • 145,1 КБ Просмотры: 98
  • 175,4 КБ Просмотры: 90
Вверх Снизу