avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
668
Карма
111
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Казанка-м , до них Казанка-огрызок, Пелла-фиорд ,П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5, до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
Идея витала давно ,но вот руки не доходили. Впрочем лучше поздно ,чем никогда.И так поехали ,сначала немного истории. Незадолго до второй мировой войны немецкая фирма Кёнинг выпустила линейку лодочных моторов разной мощности. Фирменной фишкой было использование разборного коленвала с хиртовым соединением (торцевые шлицы) по средней шейке ,позволяющим разворачивать части коленвала на 180 ,120 и 90 градусов ,получая моторы с 2-мя ,3-мя и 4-мя цилиндрами.Шло время и к середине 60-х Кёниги снимают с производства.И тут появился Вихрь внешний вид-Кёнинг ,но продувка дефлекторная и мощность не 28 .а целых17 или 18 л.с. Но по сравнению с круглой 10-ти сильной Москвой ,с верхней ненадежной помпой и сальниками без пружинок ,мотор бы л БОМБА ,нет УРАГАН! Он позволял буксировать лыжника и выходить на глиссирование с 4-мя пассажирами. Народ с визгом расхватывал Вихри ,как горячие пирожки. При полном отсутствии конкурентов , популярность пришла сразу.Многие и сейчас считают в-20 самым надежным из Вихрей.За производство Вихрей взялись 2 завода Куйбышевский (ныне Самара) и Пермский ,поначалу коленвалы были одинаковые типа Кёниг, нижняя и вехняя крышки картера шариковые подшипники ,средник игольчатый с иглами д2.5мм ,нижняя головка шатуна игольчатый д3мм ,идентичный подшипнику шестерни переднего хода.Стяжной болт 12мм. Позднее стяжной болт был усилен до 14мм ,В середине 70-х Куйбышевский завод увеличил диаметр роликов нижней головки шатуна до 5 мм и применил сепаратор из алюминиевого сплава б95 ,а Пермский до конца выпуска Вихрей ставил 3мм. Какой коленвал лучше? Пермские ,на мой взгляд ,сделаны аккуратнее ,прессовые посадки кривошипов жестче ,лучше цементация средника. Но нижняя головка шатуна с мелкими роликами и маленькими отверстиями для смазки более капризна. Остальные косячные места те же. Как отличить? У куйбышевского наружные поверхности кривошипов темные после литья и на нижней головке шатуна пропил у пермского поверхности светлые после обработки и на нижней головке 2 отверстия 3 мм.

пермь
174022


Итак разборный коленвал (имеется в виду доступ к средней шейке а не сравнение пресованного и цельнокованного валов) хорошо или плохо? Скорее хорошо ,так как позволяет осмотреть и вовремя заменить иголки не дожидаясь выкрашивания поверхности коленвала.
Необходимый инструмент. Ключ и желательно оправка для установки верхней крышки. Да можно без нее ,намотав изоленты ,скотча ,но с оправкой лучше и всегда есть уверенность ,что пружинка сальника осталась на месте.

173812


Ключ должен быть цельным .Момент серьезный .Я в свое время сделал его из хвостовика фрезы.Фреза была отожжена в печке ,далее сначала болгаркой была придана общая форма ,а потом шестигранник дорабатывался вручную напильниками и надфилями. Ключ был нагрет в печке до красного цвета ,закален в масле и 2 часа доводился в духовке при 200 градусах. За годы и пару-тройку десятков коленвалов на нем нет даже царапины.
Приступим. С картера удалены крышки ,стяжной болт расшплинтован и лежит на верстаке. Между картером и кривошипом вставляем монтажку ,как на фото и одев на нее и ключ метровые трубы .крякнув отворачиваем винт.

173817



Нагрев среднюю часть картера до 150-160 градусов при помощи 6-7мм алюминиевой выколотки вынимаем средник.В лупу тщательно осматриваем концы иголок при малейшем выкрашивании в помойку,так же на иголках не должно быть следов перегрева ,выношеных следов от сепаратора ,на обойме следов побежалости.
Осмотр средней шейки: не должно быть цветов побежалости тем более питтинга

173816


Такой средник нормально работать не будет. Возможно спасет установка пакета шариковых подшипников ,как описывалось на форуме.
но в живую таких моторов не видел.
Теперь нижние головки шатунов. Смотреть отсутствие следов перегрева ,плваность вращения ,через смазочный пропил осмотреть поверхность роликов и сепараторов на наличие повреждений .допускается незачительная поперечная качка шатуна.
для проверки зазора берем шатун левой рукой ,словно хотим его задушить :) и бьем ладонью правой вертикально вниз . если чувствуется отдача зазор увеличен.

174024


Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

Ярослав

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.11.2012
Сообщения
1 658
Карма
372
Город
Чайковский
Имя
Ярослав
Лодка
Казанка 5м2
Мотор
yamaha50
Все это много раз описано и разжевано на форуме и не только этом. Разборный коленвал - очень плохо! Раскручивать коленвал вставив монтажку недопустимо! Да и ключ необязательно цельный, где-то тут есть фото моего ключа.
 

Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 671
Карма
487
Возраст
45
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30
:popcorn О! Это тема!
 

Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 671
Карма
487
Возраст
45
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30
Все это много раз описано и разжевано на форуме и не только этом. Разборный коленвал - очень плохо! Раскручивать коленвал вставив монтажку недопустимо! Да и ключ необязательно цельный, где-то тут есть фото моего ключа.
Тише, тише!
 

LevaNF

капитан 3-го ранга
Регистрация
20.07.2018
Сообщения
686
Карма
309
Возраст
48
Город
Наро-Фоминск
Имя
Леван
Лодка
Trident-450 PRO
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-25
Фиксирую вал вот таким ключом. Здесь на форуме подглядел.
 

Вложения

Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 671
Карма
487
Возраст
45
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30

avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
668
Карма
111
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Казанка-м , до них Казанка-огрызок, Пелла-фиорд ,П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5, до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
Ярослав писал: Раскручивать коленвал ,вставив монтажку недопустимо!

Даа?! А сотни людей об этом и не знали. Во всех водно-моторных секциях с момента появления Вихрей так разбирали их и зеленые перворазрядники и мастера спорта.
 

Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 671
Карма
487
Возраст
45
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30
Ярослав писал: Раскручивать коленвал ,вставив монтажку недопустимо!

Даа?! А сотни людей об этом и не знали. Во всех водно-моторных секциях с момента появления Вихрей так разбирали их и зеленые перворазрядники и мастера спорта.
Это не говоит о том что так правильно. Риск проворота есть? Есть. Всё. Надо риски исключать.
 

avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
668
Карма
111
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Казанка-м , до них Казанка-огрызок, Пелла-фиорд ,П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5, до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
Часть 2
Проверка биений и рихтовка.
По регламенту допускается биение шеек 0-0.05мм. ,лучше 0-0.03мм ,при биении 0.10мм и выше ,мотор нормально работать не будет. Измерить биение можно разными способами у меня вот такое приспособление. Чем оно удобно? За базу берется средняя шейка ,при использовании 2-х индикаторов сразу видна картина в целом .вынув индикаторы можно рихтовать вал не снимая приспособления. В основе проушина от какого-то станка. Зазор между средней шейкой и проушиной регулируется стяжным винтом.
173824

Половинки кв устанавливаем в приспособление и затягиваем стяжной болт. Винтом приспособления убираем зазор.
Производим измерения .Сначала устанавливая кривошип вверх-вниз (свертывание) фото 1и измеряем разницу показаний через 180 градусов ,затем устанавливая кривошип к себе-от себя (изгиб) фото 2 и так-же измеряем разницу показаний через 180 градусов ,
задача-эти показания (их разница) должна уложится в допуски.

173825


173826


Ударами медного молоткав край верхнего кривошипа добиваемся минимального биения в положении 1 ,после проверяем биение в положении 2 ,если оно в допусках радуемся ,если нет ,дело хуже. Шатунный палец на Вихре ступенчатый и при полной запресовке упирается фланцами в кривошипы.Бывает палец не до конца запресован на заводе

173827


В таком случае можно попытаться промыть зазор и осадить кривошип прессом 10т (есть практически в любом автосервисе) ,после чего повторям рихтовку ,если все ОК переходим к нижнему цилиндру там обычно все проще ,если снова в допуска попасть не удается скорее всего с этим валом кто-то что-то мутил или заводской косяк ,увы встречается. В любом случае вал с биением более 7-8 соток ставить нестоит.

Ремонт
Замена разрушенного подшипника нижней головки. Если щеки без поврежденийв большинстве случаев дает хороший результат .С коленвала донора перепресовывается весь комплект шатунный палец ,подшипник ,шатун. После рихтовка ,как описано выше.

При повреждении конуса возникает соблазн собрать коленвал из двух разных половинок. Средняя часть шлифуется в сборе ничего хорошего не получится.

При повреждении конуса можно попытатся перепресовать с другого коленвала конус с пальцем шатуна и шатуном. Сто процентной гарантии нет ,но люди получали приемлимые результаты.

Пока все .Рад если кому-то поможет.
 
Последнее редактирование:

Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 671
Карма
487
Возраст
45
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30
С приспособой не понял. Насколько плотно зажимается, по чем трется шейка?
 

LevaNF

капитан 3-го ранга
Регистрация
20.07.2018
Сообщения
686
Карма
309
Возраст
48
Город
Наро-Фоминск
Имя
Леван
Лодка
Trident-450 PRO
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-25
Давно хочу замутить себе приспособу для проверки биения коленвалов. Пресс есть на работе. Может, дозрею когда.
 

avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
668
Карма
111
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Казанка-м , до них Казанка-огрызок, Пелла-фиорд ,П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5, до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
Это не говоит о том что так правильно. Риск проворота есть? Есть. Всё. Надо риски исключать.
Смотрите внимательнее ,хотя без картера на фотке может и не так понятно. С картера снимаются обе крышки . Монтажка вставляется между картером и внутренним кривошипом ,который составляет оно целое со средней опорой ,вся опора на монтажку ,коленвал просто висит в воздухе ,провернуть ничего невозможно ,все гениальное просто :)
 

Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 671
Карма
487
Возраст
45
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30
Без картера на фотке и без картера в руках непонятно.
 

avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
668
Карма
111
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Казанка-м , до них Казанка-огрызок, Пелла-фиорд ,П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5, до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
Увы от Вихрей мало чего осталось.
 

Ярослав

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.11.2012
Сообщения
1 658
Карма
372
Город
Чайковский
Имя
Ярослав
Лодка
Казанка 5м2
Мотор
yamaha50
Монтажка вставляется между картером и внутренним кривошипом ,который составляет оно целое со средней опорой ,вся опора на монтажку ,коленвал просто висит в воздухе
Для создания упора моменту откручивания стяжного болта одной точки приложения силы недостаточно, будет вторая точка, в данном случае средняя опора через иголки будет давить на внутреннюю обойму, причем через очень не большое количество иголок, 2-3 шт.
 

Ярослав

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.11.2012
Сообщения
1 658
Карма
372
Город
Чайковский
Имя
Ярослав
Лодка
Казанка 5м2
Мотор
yamaha50
Давно хочу замутить себе приспособу для проверки биения коленвалов.
Для разовой работы достаточно призмы и одного индикатора, коленвал средней цапфой укладывается в выемку, медленно прокручивая коленвал проверяем биение индикатором, сначала одну цапфу выводим потом другую, индикатор на магнитной опоре есть у многих токарей или изготовить простейший держатель.
 

Вложения

avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
668
Карма
111
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Казанка-м , до них Казанка-огрызок, Пелла-фиорд ,П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5, до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
Для разовой работы достаточно призмы и одного индикатора, коленвал средней цапфой укладывается в выемку, медленно прокручивая коленвал проверяем биение индикатором, сначала одну цапфу выводим потом другую, индикатор на магнитной опоре есть у многих токарей или изготовить простейший держатель.
В своем посте я говорил ,что есть много способов измерить биение. но именно эта приспособа мне досталась от одного из аксакалов водномоторников ,собравший в 70-х годах практически серию около 3-х десятков 3-х цилиндровых Вихрей на базе 20-к и 25-к. При установке слева длинной направляющей для индикатора ,она позволяет контролировать 4 шейки . Как-то так.
 
Последнее редактирование:

avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
668
Карма
111
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Казанка-м , до них Казанка-огрызок, Пелла-фиорд ,П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5, до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
С приспособой не понял. Насколько плотно зажимается, по чем трется шейка?
174025

.

Отверстие в разрезной проушине прошлифовано до диаметра 35+0.1мм ,половинки вала вставляются в отверстие и стягиваютя стяжным винтом. Винтом ,который виден в верхней части приспособы ,убирается зазор. Средник трется по смазанной маслом внутренней шлифованной поверхности ,индикатор перемещается по направляющей вдоль коленвала ,направляющая для второго индикатора не установлена.
 
Вверх Снизу