Лучший способ проверить мотор перед покупкой - это взять толкового мастера с собой. Если же такой возможности нет, то стоит пройтись по всем ключевым узлам самостоятельно:
-глянуть внешний вид, есть ли следы покраски, каких деталей, поинтересоваться почему красилось (менялось), есть ли коррозия;
-посмотреть есть ли следы крученых болтов, поинтересоваться почему крутились;
-есть ли следы перегрева на блоке цилиндров, если был перегрев, то лучше воздержаться от покупки;
-глянуть на наличие всех прокладок, заводские они или уже меняные;
-посмотреть на подвеску, расхлебанная или норм, если все скрепит и шатается - скорей всего попадете на ремонт или замену подшипников, как минимум. Трещин быть не должно в принципе - это, думаю, и так понятно;
-проверить компрессию в обоих горшках "на холодную" без запуска и потом "на горячую", после работы в бочке или на воде. Должна быть в пределах 8-10 кг, в обоих горшках одинаковая, допуск расхождения 10-15%;
-проверить искру на свечах и тем самым работу катушек зажигания;
-проверить все патрубки, их соединений, что бы не было "соплей" и жижи подтекающей;
-посмотреть/послушать как работает мотор на холостых - все должно быть ровно и без "чихания", "захлебов", сбоев ритма, металического скрежета и прочих подозрительных моментов. Запуститься с ручного стартера (при правильной смеси 1:50) должен с 1-3 тычков, даже после зимовки;
-проверить контрольку, водичка должна побежать сразу же (2-5 сек) после запуска, и продолжать бежать ровно без перебоев, с увеличением оборотов - будет увеличиваться напор;
-проверить включение передач, все должно работать четко, задняя - дал газу, нейтраль, передняя - посмотреть как работает на разных оборотах;
-лучше тестить мотор под нагрузкой - на лодке;
-обязательно посмотреть масло в редукторе (до и после проверки) должно быть без эмульсии.
В целом, как-то так. Свой проверял именно так. На YouTube есть примеры проверок - посмотрите.
Удачи с покупкой!