DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
танкист сказал(а):
Саша у меня нет выложенного в ютюб видео работы на стенде УОЗ Сарумана, но есть другое, где наглядно видно что такое дребезг меток, вот примерно так же ведёт себя угол на ХХ и в Сарумане.
Андрей, каким стробоскопом пользовались? Не СТ-02? Не в курсе, годится он для наших одно- двухканальных систем?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 227
Карма
3 637
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
DAASN сказал(а):
Андрей, каким стробоскопом пользовались? Не СТ-02? Не в курсе, годится он для наших одно- двухканальных систем?
Думаю что стробоскоп годится любой который способен регистрировать импульс в ВВ проводе катушки зажигания.
У меня древний стробоскоп АС-2 с индуктивным датчиком (прищепка)
 

Вложения

РобертНСК

капитан 3-го ранга
Регистрация
09.07.2013
Сообщения
635
Карма
24
Город
НСО Завьялово
Имя
Роберт
Лодка
обь
Мотор
вихрь30
у меня их два, один из них астро пять, навороченый. и оба показывают пропуски (тухнут). даже на видео есть места где строб тухнет. (а может хозяин в сторону отводит)
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Освежим тему, так как еще немного и сезон открытой воды :) При примерке разводки платы, взятой с сайта Сарумана столкнулся с тем, что лично у меня не бились элементы по своему расположению - где-то выводы компонентов были сильно близко, где-то элементы не влезали, где-то площадки под пайку слишком малы и т.д. и т.п. Поэтому как только появилась такая возможность, была произведена разводка платы под конкретные приобретенные мною элементы, чтобы все встало на плату как доктор прописал.

Сразу оговорюсь, что не претендую на то, что мое видение данного решения является единственно правильным. Вполне допускаю, что могут быть какие-то огрехи, ошибки. Поэтому при повторении рекомендую проверять правильность разводки платы на соответствие первичной схеме, указанной здесь topic8662-25.html#p236259 , либо дальнейшим ее модификациям. Также при повторении прошу оставлять надпись на плате с указанием модели платы и ее версии - это не личные амбиции, а возможность в дальнейшем предметно говорить о той или иной версии разводки платы (приведу их здесь несколько). Всем нашим форумчанам (и не только), кто принимал свое активное участие в продвижении данного решения своими советами, замечаниями, рекомендациями, пожеланиями - низкий поклон и уважение!

Все замечания, пожелания, указания на ошибки только приветствуются! Цель данного повествования - помочь тем, кто не сталкивался с данным процессом воспроизводства решения, достигнуть положительного результата малой кровью.

Итак, за основу был взят алюминиевый корпус BS31, от него и начали плясать. Плата имеет соответствующие вырезы по углам под этот корпус.

Версию платы 1.01 выкладывать не буду, так как она является классикой, сразу перейду к 1.02, где убраны конденсаторы С4 и С5 из расчета, что ставится сразу керамический трех-выводной резонатор, имеющий эти емкости на свое борту.

На освободившееся место установлен резистор R15 и светодиод VD8, отвечающий за показание наличия 5В. Дополнительные резисторы светодиодов VD2 и VD8 (R2 и R15 соответственно) в идеале подобрать по номиналу под конкретные светодиоды - чтобы и яркость была достаточной и светодиоды не спалить. Резистор R15 установлен вертикально, поэтому во избежание его "отваливания" из за вибрации рекомендуется его после монтажа чем-то залить для надежности фиксации на плате. Этот совет будет не лишним и для многих других элементов.

Сами светодиоды можно устанавливать сразу на плату. В этом случае в крышке корпуса необходимо просверлить отверстие и закрыть его чем-либо прозрачным и герметичным.

Либо как вариант (посадочные отверстия подобраны одинаковыми) установить на плату такой разъем - https://lib.chipdip.ru/205/DOC001205809.jpg , а сами светодиоды закрепить в держателях в крышке корпуса и через провода с папой такого разъема уже подключать на плату. Не думаю, что извлекать папу из мамы разъема будет очень удобно, но тем не менее это дает возможность отсоединить крышку со светодиодами в случае необходимости от основной платы и убрать в сторону.

Сам микроконтроллер установлен на панельку, чтобы оставить возможность его извлечения для перепрошивки. На сайте Сарумана про этот момент ничего негативного не указано - ни у кого не вываливался МК из разъема. В случае такой необходимости и уверенности в прошивке, МК можно сразу впаять в плату без использования панельки.

При установке корпуса непосредственно на мотор необходимо позаботиться о том, чтобы элементы не касались корпуса BS31, например DD2 своим фланцем, который по совету Сарумана на своем сайте скорее всего придется немного укоротить.

Крепежные отверстия впритык под винты М3. Впритык по той причине, что установку платы скорее всего придется делать на металлических стойках (типа таких - https://lib.chipdip.ru/189/DOC001189279.jpg ), соответственно хотелось избежать смещения платы на стойках с последующим их контактом с какой-либо близкорасположенной дорожкой. Но и монтажные отверстия в этом случае придется делать в корпусе более точно.

Два крупных отверстия рядом с транзистором VT1 на краю платы - под стяжку проводов из разъемов Х1-Х4 - чтобы случайно провода не выдернуть из корпуса.

В итоге для версии платы 1.02 получилось так: Вид платы сверху на элементы (дорожки видим насквозь просветом через плату). На второй картинке также вид сверху. На третьей - вид на дорожки сквозь плату. На четвертой - зеркалка, то есть как смотрим на дорожки с их стороны расположения. Размер платы 48 на 73 мм.

В корпусе все это выглядит так:
 

Вложения

Последнее редактирование:

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
танкист сказал(а):
Закончил с мотором, модуль установлен, всё проверено неоднократно на стенде, ждем навигацию.
Андрей, как кстати, прошла навигация? Как тебе модуль в работе?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 227
Карма
3 637
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
DAASN сказал(а):
танкист сказал(а):
Закончил с мотором, модуль установлен, всё проверено неоднократно на стенде, ждем навигацию.
Андрей, как кстати, прошла навигация? Как тебе модуль в работе?
А я даже не отписал результаты в теме :shock: Виноват- исправлю!
После того как всё было проверено и настроено на стенде в систему зажигания не разу не заглядывал весь сезон.
Мотор отходил на сегодняшний день чуть больше 100 моточасов. 60 из них с зажиганием и модулем опережения Сарумана. Резервный вариант с механическим опережением ни разу не использовался. Надежность модуля опережения не подлежит сомнению, сбоев в работе не наблюдалось. Дополнительные графики опережения и другие функции не использовались- не было в этом необходимости. В общем всё работает без каких либо нареканий и для меня лично это уже часть мотора которая не контролируется и не нуждается в контроле.
(плановое обслуживание системы зажигания не имеется ввиду)
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 227
Карма
3 637
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
РобертНСК сказал(а):
у меня их два, один из них астро пять, навороченый. и оба показывают пропуски (тухнут). даже на видео есть места где строб тухнет. (а может хозяин в сторону отводит)
Это о чем речь идет Роберт? Пропуски где и на чем?
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
танкист сказал(а):
А я даже не отписал результаты в теме :shock: Виноват- исправлю!
Да, да! А мы все ждем :)

танкист сказал(а):
В общем всё работает без каких либо нареканий и для меня лично это уже часть мотора которая не контролируется и не нуждается в контроле.(плановое обслуживание системы зажигания не имеется ввиду)
Отлично! Посмотри выше (topic8662-175.html#p269396) выложил сегодня разводку платы. Если нет общих замечаний, идем дальше. Дата почему-то там августом выложилась :shock:
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 227
Карма
3 637
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
DAASN сказал(а):
Отлично! Посмотри выше (topic8662-175.html#p269396) выложил сегодня разводку платы. Если нет общих замечаний, идем дальше. Дата почему-то там августом выложилась :shock:
Саша я видел и разводку и сообщение прочитал полностью. Ну какие у меня могут быть замечания, просто молодец что не бросил идею и продвигаешься дальше, а если какие то есть не точности в разводке так схема сама даст знать об этом. :hahaha: Вообще молодец, так держать! :good:
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
танкист сказал(а):
а если какие то есть не точности в разводке так схема сама даст знать об этом. :hahaha: Вообще молодец, так держать! :good:
Это само собой! :) Разводку проверял. Тем не менее, если кто будет повторять, не лишним будет также еще раз посмотреть на предмет ляпов. Как говорится одна голова хорошо ... Тогда идем дальше.

У схемы есть приятный функционал, который неплохо бы вынести на торпеду - кнопка стоп, переключение графиков УОЗ и т.п. По наводке Константина убрал из схемы стабилитрон с конденсатором и добавил оптрон для гальванической развязки проводов, идущих от торпеды лодки. Оптрон PC817 и его обвязка взяты первые попавшиеся, поэтому просьба электронщиков посмотреть на предмет корректности выбора модели оптопары и его обвязки. Также вопрос - с каким индексом PC817 ставить? PC 817A/B/C/... На разводке платы (выложу позже такой вариант) предусмотрел как установку 817, так и 847 модели (4x817 в одном корпусе).



На схеме только один узел отражен, остальные аналогично (Func 1/2, Select 1/2).
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
DAASN сказал(а):
танкист сказал(а):
По наводке Константина убрал из схемы стабилитрон с конденсатором и добавил оптрон для гальванической развязки проводов, идущих от торпеды лодки.
Оптопара конечно снижает уровень помех, но в основном ее используют для предотвращения "выжигания" порта микроконтроллера при каком либо форс мажоре... Огромная статика, как пример, или "плюс" упал на управляющий провод. От высокочастотных помех она практически не защищает. А вот керамический конденсатор как раз защищает от высокочастотных наводок. Их можно даже 2 параллельно поставить. Один 0.1 а второй 0.01. Стабилитрон тоже лишним не будет. А оптопара просто ставится вместо выключателя.
R12 применяется от 4k7 до 10k. ;4k7 иногда даже называют "цифровые" резисторы.
Напряжение для управления светодиодом оптопары обычно берут из бортовой сети. Иначе сильно нагружается стабилизатор микропроцессорного блока. От одного обычно не сильно, от нескольких уже более существенно. Сопротивление 1K на светодиоде оптопары подходит как раз для 12 В. На 5 В обычно ставится 560 Ohm или около того. Применять сдвоенные, "счетверенные" корпуса конечно удобно на первом этапе. Но вот при замене выпаивать большой корпус гораздо сложнее.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Как раз ломаю голову над этими вопросами! Спасибо! Ниже вопросы:
Motorix сказал(а):
Оптопара конечно снижает уровень помех, но в основном ее используют для предотвращения "выжигания" порта микроконтроллера при каком либо форс мажоре... Огромная статика, как пример, или "плюс" упал на управляющий провод.
Как раз для этого - мотор сзади, тумблер на панели спереди, провода через всю лодку, мало ли.
Motorix сказал(а):
От высокочастотных помех она практически не защищает. А вот керамический конденсатор как раз защищает от высокочастотных наводок. Их можно даже 2 параллельно поставить. Один 0.1 а второй 0.01.
А что у нас на лодке является источником таких помех? Схема зажигания, GPS, Эхолот ... Они?
Какой эффект достигаем ставя два параллельно разной емкости? Суммарная емкость все равно будет единой как и частота контура, если это тут применимо?
Motorix сказал(а):
Стабилитрон тоже лишним не будет.
Насколько прям нельзя без конденсатора и стабилитрона? Места на плате либо под них либо под оптроны :)
Если это ну ОЧЕНЬ как хорошо и нужно, то буду думать (хотелось первоначально уложить элементы лежа и главное в одностороннюю плату).

Motorix сказал(а):
А оптопара просто ставится вместо выключателя.
Да, так и сделал.

Motorix сказал(а):
R12 применяется от 4k7 до 10k. ;4k7 иногда даже называют "цифровые" резисторы.
То есть в схеме на PC817 4.7к - идеал? Наткнулся на одно повествование (откуда собственно 10К и возникло), что мол и 1К достаточно, но лучше поставить 10К, чтобы не кормить лишним током. На первоначальной схеме кстати 10К и стояло, поэтому и оставил этот номинал. Пойдет 10К?

Motorix сказал(а):
Напряжение для управления светодиодом оптопары обычно берут из бортовой сети. Иначе сильно нагружается стабилизатор микропроцессорного блока. От одного обычно не сильно, от нескольких уже более существенно.
Стабилизатор КР142ЕН5А до 2А, потянет. Даже если на максимальных 50мА для светодиода PC817 считать при 4-х включенных оптронах = 200мА. Но 4 включать ни к чему, более того скорее всего либо они вообще будут выключены исходя из их предназначения, либо включаться будут эпизодически (стоп, прогрев свечей), ну или одна более менее постоянно (например ограничение оборотов или работа в дополнительном графике).
Так или иначе можно и убрать с +5 и перенести на +12, но есть ли смысл зависеть от стабильности внешнего стабилизатора для этой цепи? Схема не проверена еще (желтый - на +12, крестик на +5):



Motorix сказал(а):
Сопротивление 1K на светодиоде оптопары подходит как раз для 12 В. На 5 В обычно ставится 560 Ohm или около того.
1К взял из какой-то схемы. Тоже непонятен смысл подбора. У меня вообще получается 190 Ом при токе через светодиод 20мА. При 1К ток 4мА, в рабочий график еще попадает (при температуре 75 и 25 градусов). Поэтому вообще непонятно откуда берутся номиналы выше расчетных 190 Ом?

Motorix сказал(а):
Применять сдвоенные, "счетверенные" корпуса конечно удобно на первом этапе. Но вот при замене выпаивать большой корпус гораздо сложнее.
Разводку сделал так, чтобы подходил и тот и другой вариант - кому как удобно или что есть в наличии, дешевле и т.п. (на картинке платы видно 4 шт PC-817 стоят так, что можно вместо них поставить один 847 или два 827, либо 817+837 :) )
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
1. Источник помех...

Любой механический или электронный переключатель (ключ) является источником помех. В большей или меньшей степени ...Почитай в литературе, сколько переключателей (ключей) транзисторов внутри любого микропроцессора. Миллионы. Один - очень малая помеха, складываются и... помеха вырастает. Осциллятор тоже... При использовании материала для платы прибора выбор количества слоев зависит не только от плотности монтажа но и от количества разновидностей "земли". Грязная, чистая и так далее. Под процессором делают площадку с защитным контуром заземления. Вообще тема помех это основная тема радиоэлектроники. Любой. И цифровой и аналоговой. Расположение деталей на плате, где поставлен процессор и много много чего еще. И так же программная обработка входного сигнала очень важна. Но это вообще отдельная тема разговора.

2. По конденсаторам...

Емкость не складывается. Конденсатор прозрачен для переменного и сопротивление для постоянного тока. Чем меньше емкость, тем выше частота для прозрачности. Т.е. два кондера это фильтрация помехи высокой частоты более широким диапазоном. Не лишне так же обращать внимание на материалы из которых произведены детали. Конденсаторы тоже разные бывают. И резисторы разные. С одними и теми же одинаковыми параметрами, например 4k7 может быть проволочным, угольным, пленочным... Для понижения вч помехи лучше проволочный. Зато угольный более компактен.

3. Упрощения...

Упрощать схему можно только тогда, когда ты досконально разобрался как она работает, как работает программа и какие параметры сигнала будут присутствовать на входах. К тому же упрощения никогда не улучшают нормально созданную схему. Не зря же инженеры ее рассчитывали. Когда делаешь свою собственную то будь готов к 5 - 8 вариантам схемотехники. Ведь если сделал что то надо проверить все на надежность. Для этого есть специальные стенды. Примитивные можно самому сделать. Литературы много. Это уже лучше чем ничего.

4. Сопротивления...

Параметры срисовал с типовых схем включения в промышленных контроллерах. Сименсах. Они конечно староваты были, новые вскрыть не удавалось... Но что то мне говорит, что в новых мы 817 пару можем и не найти.

5. Управление оптопарой...

Тянуть через всю лодку 5 вольт с блоку УОЗ (а именно там стоит стаб на 5В) ненужно. Это будет как антенна для наводки на плату . Наверняка на панели уже есть 12В. Их и используй.


Кстате , керамический резонатор не так разведен. Посмотри в сети есть типовые решения.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
А вообще, если не секрет, зачем тебе на лодочном моторе с его слабым генератором сарумановская схема и автомобильный коммутатор? Ведь современное течение радиоэлектроники двигается к импульсным режимам работы как к более экономичным и прогрессивным. )))) Тебе искра понравилась на автомобильном коммутаторе? Так это обман зрения. )))) Она просто длинная. По мощности Си Ди Ай не уступает за тот же отрезок времени. Значит мощности меньше, а результат тот же. В авто можно смирится с этим с их мощными генераторами. А в лодке большой вопрос. Сам делал такую схему себе лет 6 назад. Пару месяцев промучился с настройками и борьбой с помехами. Заработала. Вроде все нормально. Потом беда со шторкой... Намагнитилась... Шторка была внутри маховика... Токарь точил. В итоге вернул все назад. Но это только мое собственное мнение. У многих работает отлично. Просто все это очень старое.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
1. Принято!
2.1. Может тогда поставить один керамический на 0.1 мкФ (как и было) для ВЧ и СЧ помех и параллельно электролит 47 мкФ, 25 В для НЧ помех и сглаживания?
2.2. Про проволочные имеется ввиду R12? Получается в идеале для ВЧ проволочный, затем углеродистый и в конце пленочный?
5. Тянем не 5В, тянем общий провод.
6. Не совсем понял насчет резонатора. Что с ним не так? Схема не моя изначально, но люди на ней ездят.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Motorix сказал(а):
А вообще, если не секрет, зачем тебе на лодочном моторе с его слабым генератором сарумановская схема и автомобильный коммутатор?
Ответом на данный вопрос является каждое сообщение на этом форуме :) Генератор - переделывать, датчик - оптический.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
DAASN сказал(а):
1. Принято!
2.1. Может тогда поставить один керамический на 0.1 мкФ (как и было) для ВЧ и СЧ помех и параллельно электролит 47 мкФ, 25 В для НЧ помех и сглаживания?
2.2. Про проволочные имеется ввиду R12? Получается в идеале для ВЧ проволочный, затем углеродистый и в конце пленочный?
5. Тянем не 5В, тянем общий провод.
6. Не совсем понял насчет резонатора. Что с ним не так? Схема не моя изначально, но люди на ней ездят.
Тут же надо разбираться и понять про входные сигналы. Где какие составляющие присутствуют и к какому типу помехи будет чувствителен прибор.
Например есть ESD (разряд статического электричества), в лодке такое встречается часто, есть EFD (помеха возникающая при быстром переходном процессе). EFD например импульсная помеха вызванная переключением индуктивной нагрузки. Наносекундные помехи от коллекторных электродвигателей...

47 мк 25 в это на стабе стоит, а к нему по даташиту (например кренка) стоят свои керамические конденсаторы. Кстате в, схеме сарумановской, по моему, не совсем по даташитам сделано. а по портам 0.1 и 0.01



везде проволочные

Набери в Яндексе что нибудь типа "... повышение помехоустойчивости микропроцессорных схем..." и там везде про осцилляторы есть примеры разводки. Это очень важный момент.

Вообще тут не радио форум. )))))

Так в чем преимущество автомобильной коммутаторной схемы в применении к водномоторному двигателю?
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Motorix сказал(а):
Так в чем преимущество автомобильной коммутаторной схемы в применении к водномоторному двигателю?
Если кратко, то вот Андрей, например, вчера отписался: topic8662-175.html#p295050
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
DAASN сказал(а):
Motorix сказал(а):
Так в чем преимущество автомобильной коммутаторной схемы в применении к водномоторному двигателю?
Если кратко, то вот Андрей, например, вчера отписался: topic8662-175.html#p295050

Ну любая нормально отлаженная и настроенная схема будет хорошо работать и выполнять свои функции. Вот я езжу на МБ-2, причем на родной, добавил защитный диод. И много лет она работает без нареканий и не требует каких то сверх переделок типа шторок и доп датчиков. Это не преимущество, это нормально... Зачем делать такие усложнения с применением токарных работ и выносных комплектов? В чем преимущество коммутаторной перед си ди ай?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 227
Карма
3 637
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Motorix сказал(а):
В чем преимущество коммутаторной перед си ди ай?
Это вопрос не сложный. Достаточно ознакомится с характеристиками работы обоих систем зажигания. (подробно до разбора фаз разряда)
Искра это не просто ток и напряжение. А недостатки есть в обоих, их перечислять нет смысла, конечный итог и главная задача это искра.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
танкист сказал(а):
Motorix сказал(а):
В чем преимущество коммутаторной перед си ди ай?
Это вопрос не сложный. Достаточно ознакомится с характеристиками работы обоих систем зажигания. (подробно до разбора фаз разряда)
Искра это не просто ток и напряжение. А недостатки есть в обоих, их перечислять нет смысла, конечный итог и главная задача это искра.
:) Андрей, согласен. Надо разбираться.

ICI (ignition coil inductor) - накопление энергии в катушке.
CDI (Capacitor Discharge Ignition)- накопление энергии в конденсаторе.

1. Основным недостатком ICI является низкая скорость перемагничивания сердечника, резкий рост тока первичной обмотки с ростом оборотов двигателя, и потеря энергии искры. Итог - ухудшается воспламенение смеси, как следствие сбивается фаза начального момента роста давления вспышки, ухудшается экономичность и мощность. Один из выходов - раздельные катушки на каждый канал. В применении к лодочным моторам многие упрощают и намеренно уходят на одну катушку. Тут надо рассматривать RL параметры катушки. Катушка зажигания должна удовлетворять противоречивым требованиям...
активное сопротивление катушки R должно ограничивать ток на уровне, достаточном для накопления необходимого количества энергии при пуске, когда напряжение аккумулятора может давать значительную просадку . Для увеличения количества запасенной энергии необходимо увеличивать индуктивность катушки. с ростом оборотов сердечник не успевает перемагнититься (о чём писалось выше). Как следствие вторичное напряжение в катушке не успевает достигнуть номинального значения, и энергия искры, пропорциональная квадрату тока, резко снижается на высоких (более 3000) оборотах двигателя. Это то, о чем мы с тобой обсуждали в теме про две катушки на MБ-2 и диод.

CDI накапливает энергию в конденсаторе и ей не свойственны эти "болезни". А компенсация понижение напряжения на старте обеспечивается приставкой DC-DC преобразователя, с входным регулятором напряжения. Соответственно на всем диапазоне оборотов, искра имеет достаточно ставильные характеристики. Основное физическое описание "искры", это мощность заряда передаваемого на свечу зажигания за единицу времени. А оно сопоставимо у обоих ситем. Только в силу более быстрого процесса при разряде конденсатора, общее количество энергии на искру тратится меньшее. Ну и нет потерь на нагрев коммутатора, для примера.

2. Горения смеси.

В двухтактных двигателях с не очень качественными карбюраторами (особенно при работе на малых оборотах) есть склонность к появлению нагара на свечах, с последующим их "залитием". Высокая энергия искры у CDI значительно помогает избежать этого эффекта. Ей легче пробить отложения на свече. Как минус - считается что это является более раннем выходом из строя свечи зажигания. Но тут уже какие свечи ставить. Бывает си-12рт на сезон не хватает.

3. Точность УОЗ.

Применение CDI дает возможность очень точно определить момент выдачи управляемого сигнала (открытие тиристора или транзистора), за счет более быстрой реакции на управление.

Все это я пишу для DC-DC CDI. Для простого CDI все несколько не так.

Есть возможность использования CDI без аккумулятора. Тут появится проблемы с катушками и кое какие еще, но ICI вообще не сможет работать без аккумулятора. Т.е. используя CDI есть возможность поставить переключатель режимов работы.


В кратце где то так. Мое мнение, если уж приходится брать в руки паяльник, моделировать платы, разбираться со схемотехникой и подбором деталей... значит человек обладает достаточно высокими знаниями в радиотехнике. То уж лучше сделать что то современное. Перспективное. А если брать готовые "проверенные" решения, так сказать, стоковые детали, то лучше конечно же просто купить контроллер от Жигулей и зафиксировать УОЗ в определенном положении или использовать механический привод. А возможно коммутатор от Волги был бы даже предпочтительнее. Там индукционный датчик. Шторку не колхозить.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 227
Карма
3 637
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Тут вот какое дело. Я не против СДИ и ДС СДИ все эти системы заслуживают внимания.
Но что бы понять на что они способны- надо понять что такое искра.
По этому предлагаю одну из исследовательских работ для прочтения. https://science-education.ru/ru/article/view?id=18658
Что касается ДС СДИ более менее приемлемые характеристики получены были нашими энтузиастами в этом вопросе.
Вот тут инфо. http://www.chipinfo.ru/literature/radio ... 33-35.html это уже ближе к нормальной искре.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
танкист сказал(а):
Тут вот какое дело. Я не против СДИ и ДС СДИ все эти системы заслуживают внимания.
Но что бы понять на что они способны- надо понять что такое искра.
По этому предлагаю одну из исследовательских работ для прочтения. https://science-education.ru/ru/article/view?id=18658
Что касается ДС СДИ более менее приемлемые характеристики получены были нашими энтузиастами в этом вопросе.
Вот тут инфо. http://www.chipinfo.ru/literature/radio ... 33-35.html это уже ближе к нормальной искре.

Андрей, большое спасибо за ссылки, буду изучать.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Motorix сказал(а):
танкист сказал(а):
Но что бы понять на что они способны- надо понять что такое искра.
По этому предлагаю одну из исследовательских работ для прочтения. https://science-education.ru/ru/article/view?id=18658

Андрей, большое спасибо за ссылки, буду изучать.
Тот же Пензенский институт... http://naukovedenie.ru/PDF/36TVN314.pdf

:) Тут, правда, про газовый двигатель... но принцип СиДиАй сохранен.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 227
Карма
3 637
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Motorix сказал(а):
Тот же Пензенский институт... http://naukovedenie.ru/PDF/36TVN314.pdf

:) Тут, правда, про газовый двигатель... но принцип СиДиАй сохранен.
Так ведь и среда газовая другая в КС. На газовые двигателя и свечи свои идут. :yes:
К стати экспериментальная ДС СДИ с подпиткой постоянным напряжением 3000 вольт давно существует.
Но это не применимо в ПЛМ. Столько энергии у нас точно нет на генераторе.
 
Вверх Снизу